Мне попали в руки листы-заготовки рассказа  моего товарища-журналиста.

 Он убежал от  моторизованного  безумия далеко,  далеко: где нет дорог, где чище воздух, где чище снег  и людям легче дышится.

Поскольку он поручил мне заботу (что хочешь, то и делай)  об этих листочках, я посчитал себя  вправе  опубликовать   его рассказ, сохраняя его и стиль, и канву, а также его имя, как автора.   

Публикатор Н.Вырыпаев

Посвящаю своему первенцу

 

М. Селиверстов

 

Рассказ

 

Сказки Ахунского леса

 

День клонился к вечеру. Сквозь редкие сосны, на западе стали просачиваться  несмелые краски вечерней зари. В небе появились первые  неяркие звезды. С его радостями и тревогами, зимний день заканчивался.

Мы вдвоем молча сидели около большого догорающего костра. И о чём говорить, когда наша мирная  беседа уже подошла к концу?

Вдруг мой старый, седой собеседник, – постоянный, известный всем,  поклонник этих мест, - оживился.

Вот ты спрашиваешь меня, почему я сюда хожу один, - как спросонок произнес он. Затем вдруг, словно окончательно проснувшись, он начал рассказывать.

По старой журналистской привычке, я не расстаюсь с            диктофоном, - около костра можно услышать много разных интересных историй.

И на этот раз я его включил почти автоматом.

Рассказ, для меня был так интересен, что я даже не посмел перебивать рассказчика неосторожными репликами.

 Вот он (рассказ), как я его запомнил, не без помощи  мной  включённого диктофона. «Тайным включением диктофона» он был обижен,  но после моих объяснений – понял мою нечаянность, понял мою привычку журналиста,

 Да, и как я смог бы запомнить без помощи диктофона, его столь долгую речь. Это я понял позже. Я намеренно не сохранил ни одного имени, - обобщая этим рассказанное, – так ведь было со многими из нас. Оставляю, только несколько имен. От них никуда не денешься – история.

 Надо сказать, - начал он, - что в стремлении приучить всю мою семью к туристскому образу жизни, я не преуспел. Жене такая походная жизнь не нравилась – она предпочитала путешествовать с комфортом: на поездах и теплоходах.

А, для меня это было пыткой: - «Посмотрите направо – там то-то, посмотрите налево - какой живописный открывается вид, … и т.д. и т.п.».

Не по мне всё это.

Замечательные лыжи, которые я для жены приобрёл, давали ей, после каждой лыжной прогулки, только болезненные ушибы и огромные синяки на всевозможных местах.

Словом, оказались эти лыжи не у дел. А мне, в шутку, пришлось ее назвать, - по градации физдиспансера, - представительницей слабой группы физкультурников.

Попытки приучить к лыжным прогулкам сыновей также ничего не дали. Они остались, к лыжам равнодушны. Видно, не у каждого на роду написано увлечение ими.

И я понял - удались в мать. Ломать  стереотип их поведения мне бесполезно.

Несколько раз, на лыжню «Западной поляны» я приводил дочь - ещё тогда маленькую. Ей это нравилось. Но в дальние мои походы мама ей идти не разрешала.

Подумалось: маме видней, и спорить я не стал. А зря.

Увлечение дочери дизайном плавно перетекло в учёбу  в институте, и друзья-студенты окончательно заразили ее лыжными прогулками. Вот, когда пошли в ход мамины лыжи.

И  мне запомнилась  одна, неожиданная для меня, с ней беседа.

Мой собеседник, как бы нехотя, поправил палкой костер и продолжил  рассказ.

Однажды, она   вдруг спросила меня: - Пап, а почему ты ходишь не на «Западную», а в Ахуны. Ведь туда на много дальше и сложней добираться. А мы можем, при желании, выезжать на лыжню чуть ли не от подъезда нашего дома.

 – Там, на «Западной», и лыжня похуже – разбита, и лес, и лыжники не такие приветливые. Город близко, и его неприветливость они тянут c собой на лыжню. Не хочу никого обижать, но, по-моему, недалеко от дома разъезжают по лыжне одни «чайники».  Я тебе предлагаю другую лыжню - пойдём со мной 8-го марта в Ахуны, – ответил я.

К достоинствам своей дочери, я всегда относил легкость её на подъём. Она  согласилась.

День 8-го марта выдался самый лыжный. Солнце и морозец. Лыжня под нашими лыжами прямо пела.

И вдруг, на дереве мы видим плакатик - поздравление всех лыжниц с праздником. Да, не один. Потом мы проехали мимо многих.

- Что, это всегда так. И кто это делает? – изумленно спросила дочка.

- Это делает неизвестный, - постараемся расшифровать его инкогнито. То ли ещё будет.

А, лыжня всё пела.

Осторожно спустились к ручью оврага Песчаный.

 

 

 

Боясь сильно замочить лыжи, съехали, не отводя глаз от воды его ручья. Перешли его, подняли глаза, и увидели: на взгорке стоит и вся светиться солнцем огромная сосна.

А на ней снова красивый плакат:

«Милые красавицы, вы как солнца луч,

Приезжайте в гости к нам, на «Семёнов ключ».

Угостим вас чаем крепеньким, лесным.

От души поздравим с праздником весны».

- Это кто же сочинил, так красиво написал и развесил на дереве? – продолжала изумляться дочка.

Я тут же, навскидку, пошутил:

- Помнишь, у Диккенса в «Пиквикском клубе». С большим трудом глубокомысленные ученые – пиквинисты, расшифровывали надпись на «древнем археологическом» камне. Расшифровали, и сэр Пиквик прочёл: «Билл Стампс. Его рука».

А это  рука нашего поэта Феди Ракушина.

Вот удивительное свойство памяти немолодого человека: чего-то важного уже не помнишь. А вот  уж много лет прошло, а я  это всё ещё помню.

 

 

 

Мой собеседник  вздохнул, снова поправил костер и продолжил рассказ.            

Прибежали на Теплый. Там большущая компания, и Стрит жарит и угощает всех, традиционными, «восьмимартовскими» блинами - с чаем и разными разностями.

Снова изумились и угостились. Послушали байки и побежали дальше - ведь стихи звали нас  на «Семенов ключ».

С молитвой спустились по склону в овраг, перешли ключ (речку Жданка), и подошли к колодцу, около её русла.

А  я всё рассказывал дочери:

 - Это место туристы и называют «Семёновым ключом». Этот ручей назван так, с легкой руки Стрита,  в память о байдарочнике Семёне Юрове, трагически погибшем на Суре под Пензой. Дома тебе расскажу эту историю.

Около колодца, видим, стоят две палатки.

 - Значит, в них ночевали?! – не поверив свом глазам, спросила дочка.

Между палатками горит странного вида костер. А, у другого костра сидят двое моих старых приятелей: Черняев и Гульцев. Угощают чаем. Отказаться никак нельзя - чай заварен, только что срубленным с ближайшей березы грибом – чагой.

Оба,  наперебой, рассказывают и расписывают все  достоинства чаги и чая, заваренного на  ней.

Глаза дочери раскрывались всё шире и шире.

- Пап, а что это за костёр между палатками.

- Это таёжный костёр – нодья, да я же тебе о нём рассказывал. Вот, смотри, - показал я ей, - сверху на бревне даже ледышки не подтаяли, а на палатки он жаром пышет. Между двух таких костров сибирские таежники зимой и ночуют. Им, в этом случае, и мороз нипочём. А ещё его достоинство, что он не требует присмотра и сам себя регулирует. И горит, - из толстого дерева, - часами.

 - Ребята, сколько эта горит? – спросил я

- Это вторая. Первая горела с вечера и до 6-ти часов утра.

- А какие планы у вас?

- Мы посидим   пока.

- Тогда мы бросим у вас рюкзаки и быстренько сбегаем на Лямзяй.

Налегке бежать легко. Добежали до большой поляны. Добрая, хорошая лыжня идёт слева от каких-то кустиков – зародышей лесополосы.

И, вдруг видим, - за этими кустиками бежит кто-то очень черный и очень большой.

Кабан! Секач! Оба мы обомлели.

А, кабан поддал ходу, обогнал нас, прыгнул из-за этой гривки кустиков через нашу лыжню, и умчался в лес.

Мы постояли с открытыми ртами, а потом измерили длину его прыжка. Ты не поверишь. Не помню точно: не то 10 , не то 12 метров.

Ну, и кабан! Какая в нем силища, - опять  удивил я дочку. – Ведь в нем, не меньше ста пятидесяти килограммов. А вон, как сиганул!

Спуск в овраг Лямзяя, по овражному желобу, прибавил нам приключений. Узкий и прикрытый сверху сводом веток кустарника, – он не позволял приподняться -  и хорошо затормозиться.

А на этом своде кустов, множество шуточных плакатов и плакатиков.  Но стоит только отвести глаза, чтобы прочесть, что на них написано, – и ты теряешь равновесие, и барахтаешься в сугробе.

А автор, -  еще в насмешку над нами, выводит на плакатике:

«И под каждым здесь кустом – будет вам и стол и дом».

-Узнаю шутника:- Ю.В.П.  – с досадой, почти выругался я, при очередном падении.

После трех или четырех барахтаний в сугробе, наконец, спустились к ручью.

- Пап, а кто это такой, как ты сказал, «Ю.В.П.»?

- Да, кто ж его шуток не знает – Юрия Васильевича Полякова.

 

 

 

- Ну, и зачем мы примчались сюда, к этому ручью.

- О, этот ручей примечательный – ответил я. Посмотри, что это за ошкуренные довольно толстые, осиновые обрубки плавают в ручье? И  плавает их много. Вот там, - видишь,-  они даже вместе сплылись. 

Правда?  Странные? Заточенные, как карандаши с обоих концов. Но присмотрись - это же не человеческих рук дело, - заинтриговал я дочку.  

- А чьих?  Ты мне можешь сказать,  - нетерпеливо спросила дочка.

- Это сделали бобры, – осиновая кора, для них пища. Если бы мы сумели спуститься вниз по течению ручья, то могли, наверное, увидеть и бобровую плотину. Бобры-то сейчас спят. Это сумеречные животные.

А, вот ещё, посмотри. Почему под дубом лежит куча сосновых шишек? Ведь сосна-то - вон как далеко. Это «дятлова кузница». Он выдолбил на дубе расщелину. Приносит с сосны шишку. Забивает ее в  расщелину и раздалбливает.  Долбит и долбит - и не болит голова у дятла. Потом раздолблённую, - уже без семян,- выбросит и летит к сосне  за новой шишкой.

А вот, смотри, птичьи следы. Это сойка спрятала, возможно, жёлудь. Запас - на черный  день.   А мы думаем, что птицы глупые – ведь это надо было додуматься, и дятлу, и сойке!?

Раньше мы с тобой, – напоминал я  дочери, - видели беличьи следы на снегу,  и такой же  ее припас под снегом.     

А, ты спрашиваешь ради чего мы  сюда прибежали?  Разве ты  увидишь такое, там - на «Западной поляне». Но надо только  быть наблюдательным, и тогда лес не будет скучным. На обратном пути я покажу тебе, где меня переполошила стая тетеревов, вырвавшихся, треща крыльями, из снежного сугроба, - они ночевали под снегом. Покажу тебе место, где заяц-беляк выскочил из снега,  со своей лёжки, прямо из-под моих ног. А ведь это, - ты увидишь, - рядом с дорогой в Кичкилейку.    

С полным коробом впечатлений – легкой показалось нам лыжня домой. И теперь,  по-настоящему, могла моя дочь оценить всю красоту, всю прелесть нашего Ахунского  леса.

Дома, после бурных восторгов и рассказов об увиденном,  я попросил её сравнить эту лыжную прогулку с лыжней на «Западной».

- Нельзя, конечно, их сравнивать. Это же разные жанры. И ты напрасно с ехидством  спрашиваешь меня,  – хитро улыбаясь,- ответила она.

- И, ведь мы с тобой не устали. А, прошли более 30-ти километров. Вот, что значит интерес к незнакомым местам.

 

 

 

После этой лыжной прогулки,  дочь перестала ходить в ближний лес, - кроме обязательных  - учебных, - и перетянула за собой своих товарищей в лес Ахунский.

Лиха беда начало. Постепенно она влилась в круг туристов и даже переняла их опыт – плакаты на соснах.

Поездки в этот лес стали ее увлечением и я, как опекун, ей стал уже не нужен - у неё появились новые друзья.

Побывала она, - вместе с ними, - в байдарочных походах по многим нашим рекам. Она была рада встрече,  в одном походе, со своим старым знакомым Черняевым. 

 Увидела чудеса Карелии, Кольского, Белого моря, Байкала и его рек. Сплавлялась на плотах,- и не один раз, - по рекам Прибайкалья. Там нашла она и свое семейное счастье, и свою судьбу.

Вылетел птенец из гнезда - вот теперь и хожу я один  в этот лес.

А общие увлечения и интересы ребят, свели вместе многих молодых людей.

И этот круг её друзей, - теперь уже убелённых сединами, и награждённых уважаемыми лысинами, - вот уже более 30 лет носит придуманное  экзотическое название.

И, глядя на долгие годы  дружбы, других кружков и кружочков, дружных бывших молодых людей, – никто из нас не удивляется.

А, удивляются многие иностранцы, кучу которых теперь они знают. Через много лет я понял, зачем показывал своей дочери: и лес, и родники и все чудеса Ахун.

Повинуясь отцовскому инстинкту, я неосознанно ввел дочь в круг хороших человеческих отношений.

Дело, в этом случае, оказывается не очень-то сложным: надо только дать молодым людям хорошую позицию старта, в лучшем, дружеском окружении.

И дальнейшая их  счастливая судьба будет обеспечена. А, что еще нужно для любого из нас!?

Рассказчик замолчал, и откинулся  от костра, давая понять, что рассказ окончен.                  

Молча, - каждый со своими мыслями, - долго  сидели мы у догоравшего костра. Наконец, собеседник опять словно  пробудился:

- Ишь, как вызвездило – к морозу. Пойду, пока  не застыл. Ты молодой,- костер потушишь, - и меня догонишь и перегонишь.    

И я остался один: сидеть в задумчивости на бревне стоянки туристов.

 

 

 

Огоньки, гаснущие в  золе костра, завораживают, – все мы огнепоклонники. Какое удовольствие помолчать около гаснущего костра!

Размышляя над   рассказанным, я вспомнил биографию «Тигра Снегов», - шерпы Тенцинга Норгея.

В ней есть мысль, - хорошо понятная мне, -  «плохих людей горы к себе не пустят». Эта мысль сформулирована биографом «Первого покорителя Эвереста».

Вот почему, оказывается, не вполне осознанно, он показал дочери и  замечательную природу, и этих людей, и познакомил её с ними.

Ведь, не может же быть среди них плохих людей. Инстинкт  подсказал, а потом и сам он до этого додумался - до естественного отбора людей в группах туристов.

В походе она (группа туристов) неизбежно отбирает хороших товарищей – надежных людей. Там,  в походе,  человек, как на блюдечке. Весь он виден со всех сторон, - со своим, и плохим, и хорошим.  Второй раз плохой человек в поход с этой группой не пойдет. Он вылетит из неё, обгоняя вопли собственного негодования.

И в другие группы после этого будет он, не без сомнений, принят. Так от них и отсеется. Так, подсказали мне: и журналистское чутьё, и мой маленький опыт туриста.

 Нехотя, встал я на лыжи, отошел от погасшего костра, и, размышляя, поплелся по лыжне. Поплелся, не потому что устал, а потому что быстро бегать на лыжах, и одновременно думать я не умею.   

Плелся. И постепенно, после моих раздумий,  всё больше приходило ко мне убеждение: а ведь поколение этого чудака, – моего старого приятеля, - счастливей нас.

Он считал сами собой разумеющимися все чудеса (теперь мы только так их и можем называть) Ахунского леса.  Оскудел этот лес, как и многие другие.

Нет,  даже в помине, бобров, нет белок, и не увидишь зайцев. Только один раз, - мы с моим племянником, - видели какую-то облезлую лису. А, говорят, их было так много, что и  не  перечесть.  И, были лисы даже двух пород: огневки и сиводушки. Об этом теперь только рассказы слышишь. Не видно лосей. Во время Первой мировой войны, их, было, совсем перевели, но потом спохватились и поголовье  восстановили. А теперь, где они?

Редко увидишь кабана. Он не обитал раньше в наших  местах. Появился   у нас, когда мы извели его врага – волка. А теперь, когда его врага  нет, как нет, почему его стало меньше? Этих  «почему» можно задавать сколько угодно.

«Всякая  вещь понимается в сравнении…» Я много раз  бывал  в поездках по европейским и другим странам. И мне есть с чем сравнивать. Так, я продолжал  размышлять,  неспешно двигая лыжами.

В Праге, около Карлова моста на р. Влтаве, я сразу видел несколько десятков лебедей.

 На окраине Праги кемпинг. Поставь палатку. И будешь около неё слышать кеканье фазаних, и тихое, как бы неоконченное, петушиное,  – пение фазана.

Услышишь такое и на лугах Южной Польши - только поставь палатку и в ней не суетись.

В Германии, на Балтийском море, около Штральзунда, в безлюдном проливе Нидерзее, лебеди принимали пищу прямо из моих рук, и  не боялись, а ведь они дикие. Тоже  можно было видеть, в пустынных протоках балтийского побережья. Не боятся и всё тут.

Когда едешь по безлюдным, второстепенным дорогам любой из этих стран, сколько раз встретишь: косуль,  зайцев и другую живность. И поймешь - дорожный знак, предупреждающий о животных на дороге, это не пустая формальность,  а  забота о твоем  здоровье. Тебе же будет хуже, если  столкнёшься с животным.

Почему же у нас не так? У нас – хоть и плотность народонаселения много меньше, чем в тех странах.  Почему, при виде дикого животного или птицы, мы, прежде всего, думаем: усидят или устоят они, пока я  за ружьем сбегаю? Почему, - пока на нас не прикрикнут,- ни за что грязь и мусор за собой не уберем?  Когда же мы научимся жить  в природе, и вместе с природой, – подобно эвенкам, манси и другим  древним народам? Приходиться учиться этому нам у них, горе - властителям природы.

Горькие думы родились у меня в то время, на лыжне, – какая же мы вороватая нация. Никто там за рубежом, не  ломает фруктовых деревьев – защитных посадок дороги, - и никто не дерет с этих деревьев плоды. А мы без вандализма обойтись никак не можем.

На пустынной лесной дороге, - сам это видел в Чехии, - стоит эстакада с пустыми молочными флягами. И никому не приходит в голову прибрать, или их  изуродовать. Это ведь приготовлено для трактора, который приедет за ними и их  заберет. 

Сатирик Салтыков-Щедрин, и наш вице-губернатор (по совместительству),  в саркастическом порыве, более ста лет назад, про нас с вами написал: «оставь на минуту кружку с керосином - и керосин на похмелку выпьют, и кружку с собой унесут».

Почему же это для нас и сейчас справедливо, и даже стало привычным?

Видно, с древних времен вколотило в нас крепостное право рабскую психологию. Ведь именно эта психология двигает нашими поступками: раз это не мое, то поскорее это надо себе любыми способами прибрать, или, на худой конец, изуродовать.

И мне вспомнилась  работа над документами в архиве: удивление, и мое возмущение тем, что я прочитал в одном архивном документе.

В барский лес, а леса редко тогда были общинными, можно было  прийти только  за валежником и без топора. Если барский объезжий - лесничий застанет тебя с топором, и драгоценность - топор отберет, и арапником  на съезжую пригонит.

Перекрестится, раб божий, и покорно ляжет на скамейку. А потом батогами ему спину и распишут.

Встанет,  потом со скамейки, он – опять же раб божий, полный не небесной благодати,  а  с  другими – совсем не лучшими обретенными чувствами.

Европа тоже прошла через это. Но у неё эпоха крепостного права окончилось раньше. И постепенно, и трудно, но всё же  отношение к природе стало цивилизованней. 

Давно, уже больше ста лет, нет у нас крепостного права, а,  видно, рабская психология ещё в нашей крови. Психология раба: «урвать больше – удрать дальше» правит нами и богатыми и бедными. Бедные удирают не очень далеко, богатые - в Лондон. Оттуда не выдают ни воров, ни убийц.

Когда же гордость и честь,  пробудятся в большинстве потомков наших дедов и прадедов!?

Ведь без этого не может  быть рачительных   и счастливых  хозяев: ни в лесу, ни в стране, ни в нашем государстве.  

С этими невесёлыми мыслями я и окончил свою неспешную лыжню. Не догнал тогда я своего товарища, но осталось какое-то  тёплое чувство от его рассказов, выразить которое и словами-то невозможно.

И не догнал, и не встретил - меня он не дождался. Уехал.

 

 

 

 

Hosted by uCoz