Рубцы на сердце

Рубцы на сердце

 

Так, что мы оставим потомкам?

Планету добра и чудес,

Иль горы говна и обломков

От самой Земли до небес!

 

Рубцы на сердце всегда кровоточат и никогда не заживают. И раны на стволе живого дерева тоже сякнут не то слезами, не то его кровью. Только мертвому дереву они безразличны. Не больно им, даже когда их подрубают – перед тем как свалить.

Мы, с нашей надеждой на «авось пронесет», и нежеланием испачкать руки, вляпались в серьезнейший нравственный кризис всего общества, во всех проявлениях духовных ценностей и начал.

Основой всего нравственного бытия общества, и каждого человека в отдельности, были не какие то, кем-то, когда-то привнесенные нравственные учения, а наша родная земля и наше отношение к ней, наше отношение к родителям, к матери и к женщине, отношение к Родине, ее процветанию и процветанию ее народа. В широком смысле, нравственность - это понятие о совести и справедливости, как понимает их народ. Недаром весь сказочный фольклор России с давних пор основан на борьбе (нравственного) добра и его победе над (безнравственным) злом. Более того, понятие о нравственном было присуще и дохристианским, античным временам и даже разным языческим культам. Без понятия о нравственности не могли существовать никакие общества. И если Иисус Христос был реальным человеком, то заслуга этого мудреца состоит в том, что он в «нагорной проповеди» впервые провозгласил и сформулировал основы христианской нравственности – мечту и правду, которой жил угнетенный народ. И недаром «Кодекс строителя коммунизма» повторяет эти слова один к одному. Именно этими понятиями всегда жил народ. Но вспомним Н.Г. Чернышевского. А он говорил: «Что не сформулировано - того не существует». Вот в этом смысле и заслуга тех, кто это провозгласил.

И это теперь сидит внутри нас самих, это только от нас зависит и рождает наш внешний и внутренний облик и духовный мир.

А мы все больше отрываемся от этих понятий и повисаем с нашими устремлениями в пространстве. Вроде свободные, но счастливые ли?

 Вещи всегда понимаются во всей глубине и своеобразии только в сравнении. Вот почему сравнение этих особенностей бытия недавнего и настоящего невольно приходят на ум. Глядишь и удивляешься: «Свежо предание, а верится с трудом».

 Мы в детстве не были святыми. Святость могла бы привить обстановка в среде мальчишек и девочек. Но в городском мальчишеском обществе резко различались два слоя. Их можно было узнать по увлечениям и играм. Один больший слой (его дразнили мальчишки другого слоя «мамкиными сынками» и относились к нему с пренебрежением) увлекался чтением и игрой в шахматы. А вот другому слою книги и шахматы были «на дух» не нужны, и их увлечением были денежные игры в карты: в «штос», в «буру», в «очко» и другие картежные игры. Развивали они свою меткость «чириколкой» (это когда стопку монет разбивали издалека брошенной большой монетой - битком) и при этом они страшно сквернословили и курили. До чтения ли и шахмат им было? А в «лапту», в «чижа», и другие наши игры, они играли лучше «очкариков и мамкиных сынков». И лучше них они дрались и побивали тех.

А родители, глядя на этих мальчишек, упрямо твердили: это уличные хулиганы.

 

Игры деревенских ребят (фото Свищев-Паола)

 

Давно известно, что девочки первоначально обгоняют мальчишек в развитии. Кончалось их «розовое детство» в четвертом классе – в одиннадцать, двенадцать лет. А, дальше у них пробуждался интерес к жизни взрослых. Иные девочки вдруг начинали вести дневники и по примеру старших заводили альбомы, где были не только фотографии, но и понравившиеся стихи и свое самодельное стихотворчество.

 У других пробудился интерес к бульварной литературе. (Пример: «Куртизанка Сонника», которую зачитали до дыр). И они становились инициаторами записочек к мальчикам – «маменькиным сынкам ». Но бесполезно – они равнодушны к ним и пасовали, в этом деле, перед теми, которых называли хулиганами. И девочки инстинктивно тянулись к ним. Они казались для них мужественными защитниками. И, более созревшие девочки, теряли терпение в объятиях тех, которых зовут хулиганами. Теряли и все, что у бедных было – девичью честь и достоинство.

И напрасно за это они ждали благодарности и понимания от всех мальчишек. Все они, «мамкины сынки» и «хулиганы», дружно презрительно называли несчастных: «шалавами» и «шалашовками», и показывали на них пальцем – они даже еще и курят. Это нашло своеобразное развитие в дальнейшем. Эти, якобы смелые курящие девочки, оказывается, плохо учились и, за малым исключением, окончили десятилетку и сумели продолжить обучение в вузе.

Когда я уже учился в институте, мало было среди нас курящих. Курили, по большей части, фронтовики. Мы же, «салаги», в большинстве своем обходились без этой пагубной привычки. А студентки почти сплошь были некурящими. До западной моды, - курить девушкам, - было еще далеко. Весь наш табачный паек, получаемый по карточкам, продавался нами с хорошим барышом барыгам. А они продавали наш товар на базаре среди истошных криков конкурентов: «Подходи! Бери! Закури самосад – серебрянку! Лучший табак изо всей Европы - с одной затяжки достаёт до жопы»! Эти неправедно заработанные деньги, и были источником наших трат на студенческие, как теперь любят говорить, «корпоративные» вечеринки.

 А в деревнях были еще свежи в памяти патриархальные отношения к гулящим девицам, свежа память об измазанных дегтем воротах дворов «бесстыдниц». Кара отцов за этот проступок была суровой. И, по делом. Ведь выйти замуж в этой деревне, после этого было почти невозможно. И в дореволюционной деревне они становились изгоями и будущими обитательницами домов терпимости. В религии это также осуждалось и считалось непростительным грехом. А в народе встречалось тоже с осуждением и жалостью к ним. Это нашло отражение и в литературе.

 Не прошли мимо этого явления в обществе ни Л.Н. Толстой в романе «Воскресение», ни А.И. Куприн в повести «Яма», ни И.А. Бунин в «Темных аллеях».

Революция до предела упростила отношения между полами и, казалось, это останется навсегда. Но потом постепенно вернулось нравственное отношение друг к другу у многих девушек и молодых парней.

 Предвоенное поколение мальчишек в городе и на селе было первым поколением, получившим среднее образование, при грамотных родителях. Ушли в прошлое дореволюционная, почти всеобщая, безграмотность, ушли в прошлое церковно - приходские школы, ликбез, рабфаки и курсы недоучек. Страна стала страной сплошной грамотности.

Началась война. Она высветила достоинства и недостатки многих. И показала: кто чего стоит. Было во время войны всякое. Были пьяные застолья лечившихся в госпиталях фронтовиков с «бывшими девочками».

Были просто бандиты - не зевай! Разденут вечером, несмотря на жестокие кары за это. И на этом фоне был и героизм многих.

Оказалось, что оба слоя мальчишек («мамкины сынки» и «хулиганы») в городе и на селе исповедуют одну и ту же мораль – они патриоты своей Родины.

 

Запись на фронт 1941г (Из фотобиблиотеки РИА Новости)

 

Патриотический порыв этих мальчишек дорого им стоил. В живых из их поколения осталось мало – не более двадцатой части. Некоторые, из оставшихся в живых книгочеев, получили в последствие высшее образование, и стали жителями закрытых городов: разных «Снежинсков», «Арзамасов-16», «Заречных», «Саровов» и просто почтовых ящиков. Бюрократия не может обходиться, без милых ее сердцу, точных определений и соответствующих им аббревиатур. Вот и эти города она определила, как ЗАТО (Закрытые Административные Территориальные Образования). И мы, только через много десятков лет, узнали, чем занимались там, бывшие книгочеи, кем определила их судьба, Главными Конструкторами каких новаций они стали.

А где же те, которых добропорядочные родители называли хулиганами. Слетела с многих из них уличная шелуха. И эти «гадкие утята» превратились в наших земляков, которыми мы теперь гордимся.

Толька Круглов был хулиганом округи «Старого Кавказа», улиц Шевченко и Бакуниской. Педсовет 14-ой школы за все его «художества» решил из школы исключить. Спасла его от этого завуч школы, которая поручилась за него, и добрым отношением к нему, переломила стереотип его поведения. Завучем 14 - ой школы была моя мама – Матвеева Ольга Семеновна. Она разобралась в причине хулиганства Анатолия. Причина – неблагополучие в семье. Тольку много раз приглашала к нам домой мама. Даже мы все трое обедали у нас (Мама, я и Анатолий). Со временем, когда отношения между Анатолием и мамой стали доверительными – мама и добилась перелома стереотипа его поведения.    И он стал во время войны организатором фронтовых бригад на заводе имени Фрунзе. Его инициатива была подхвачена молодежными бригадами всего Союза. Круглов Анатолий Гаврилович, кавалер ордена Трудового Красного Знамени – Почетный Гражданин города Пензы.

После мы вместе с Анатолием Гавриловичем работали в Областном совете ветеранов. Он был Председателем комиссии по работе с молодежью, а я был его заместителем. Он очень тепло отзывался о моей маме. Рассказал, как она добилась перелома в его поведении. Когда стало видно, что Анатолий перестал с подозрением относиться к маме, она сделала решительный шаг и сказала каким примерам нужно следовать и дала прочитать ему книгу из нашей домашней библиотеки «Овод» Войнич. Это и стало моментом истины. Анатолий Гаврилович был благодарен маме, подарившей ему нужную книгу, в нужное время и в нужном месте.   

Басулин Евгений Дмитриевич стал Героем Советского Союза Басулиным. А техникум, в котором он учился, стал носить  его имя.

Могут сказать: ну какое отношение все это имеет к нравственности.

Но вот характеристика нравственного состояния нашего общества в то время, данная вражеской стороной.

 Вскоре после окончанию войны, в одной газете был опубликован довольно любопытный документ: «Отчет врача – гинеколога Генеральному штабу вермахта об обследовании женщин и девушек на оккупированных территориях, для организации солдатских борделей». Этот врач доложил о трудностях их укомплектования проститутками: восемьдесят процентов девушек до восемнадцати лет – девственницы. И в беседах они заявляли, что скорее наложат на себя руки, чем будут проститутками, какими бы посулами их не заманивали.     

 И вывод, который делает этот врач, вначале обескураживает, а потом признаешь его правоту: НАЦИЮ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ТАКОЕ ВЫСОКОЕ ПОНИМАНИЕ НРАВСТАЕННОСТИ, ПОБЕДИТЬ НЕЛЬЗЯ.

 А он прав потому, что нравственность неделима - она живет по правилам: все, во всех своих ипостасях, или ничего.

Что сделали потом с этим врачом неизвестно.

 И нравственность не прощает безнравственного поведения и проступков. Когда призывали к совести кого то, то говорили: «Побойся Бога». А на самом деле обращались за помощью, в этом случае, «не к божьему персту», как представляли многие, а именно к законам нравственности. Суровая мстительность нравственности никакая не мистика, а проявление в обществе законов справедливости и совести.

 Рано или поздно она отомстит ее пренебрежением и накажет, лишив нравственной поддержки человека, преступившего ее законы. И обязательно найдет и способ наказать за нарушение нравственного климата общества, найдет и мстителя за эти прегрешения. Чем выше нравственный градус в обществе, тем жестче будет наказание за безнравственные проступки. И не заглушат нравственную пустоту ни показное благополучие, ни стакан водки, ни сигарета, ни наркотики.

 Это касается всех: и простых граждан и государственных деятелей.

Александр II – царь освободитель, трубит пропаганда. На самом деле он фигура трагическая. Крестьяне хорошо поняли, что освободили-то их не от крепостной зависимости от помещиков – землевладельцев, а освободили от ЗЕМЛИ. Марксисты сказали бы: крестьян лишили средства производства.

 И крестьяне ответили на это многочисленными бунтами. В нашей местности бунт в Черногае и Кандеевке был только первым из других многочисленных по стране. А как же поступил «царь - освободитель» в этом случае? Он не захотел понять причину этих многочисленных бунтов. Не понял, что ХIХ век не простит ему вольности с безнравственностью власти. И он просто бросил на усмирение этих бунтов войска. Расстрелами зачинщиков, порками бунтовщиков и ссылкой на каторгу - он не усмирил бунты, а совершил нравственное преступление и лишил святости царский венец. Фактически он первый развязал гражданскую войну, а в ней все позволено всем и «мститель» за обиды крестьян нашелся и не один.

 И это ни какой не идеализм, а пример того, как нарушение нравственных понятий общества, мстит их нарушителям. Но не всем понятна эта тонкая материя.

 И это нашло продолжение в революционных событиях 1905 года.

П.А. Столыпин военно-полевыми судами и казнями не усмирил революцию и революционеров, а сделал себя ее заложником, нарушившим нравственные неписанные законы общества. И за «мстителем» дело не стало.

 Царь Николай II, слабая и безвольная фигура, в 1905 году совершил массу проступков против нравственности, а в дальнейшем вызвал всеобщее возмущение в стране приближением к царской особе авантюриста - безграмотного мужика Григория Распутина. Дав ему даже возможность, влиять на дела государственной важности во внутренних и военных делах. Самодержец совершил нравственное преступление, и общество ему этого не простило.

 Царь - Главнокомандующий не сумел вдохновить солдат и в войсках не пользовался никаким авторитетом. Я, в свое время, расспрашивал лермонтовского ветерана Первой Мировой Кузьмина Андрея, как это все было у них на фронте: «А по всякому было – отвечал он. Вот идет молебен. Поп кадит:… «За веру, царя и отечество», а в задних рядах солдат - балалаечник бренчит на балалайке: «А, ети, ети, ети! Кому могилу роети!». А, когда поп уйдет, пойдет другая прибаутка: «Гришка Распутин полез в небеса – ширинка расстегнута. Висит колбаса…и т.д.». Какая там святость? Она у нас на фронте и не ночевала. А когда Николашки не стало, при Керенском, опять молебен, но «За войну до победного конца»! А мы с немцами брататься. А они хитрые. Побратаются, а потом постреляют. Несерьезно было все это. А тут слышно, дома: помещиков попалили и землю начали делить. Ну, мы и тронулись домой».

Царь слишком поздно понял, что для него «тяжела Шапка Мономаха». А при этом, нести долго царский венец – безнравственно. Даже его ближайший английский династический двоюродный родственник, король Георг V,  отказал его семье в убежище от неизбежных кар за все прегрешения Николая II. Сделал вид: что не помнит судьбу казненного короля КарлаI, что не было у них в Англии Великой Революции, что не было двух Гражданских войн и не было диктатора - Кромвеля. Словом король Англии Георг V, - с подачи лицемерных фактических правителей «конституционной монархии Великобритании», - совершил предательство – безнравственный поступок.

 И эта безнравственность, соединившись с безнравственностью Российского монарха породила цепь безнравственных поступков многих. И царь жестоко поплатился за все это. Не могло для гражданина Романова Николая это хорошо кончиться: он и его семья стали разменной монетой в борьбе сторон в Гражданской войне.

 Жизнь людей, попавших в жернова истории, мало чего стоит. А невинных детей Николая II все же очень жалко!

 Что нравственного в Революции и в Гражданской войне? Где там нравственность искать, при разрешении нравственного кризиса общества?

Где ее там искать при безнравственности и немилосердной жестокости обеих сторон?

 В советское время чудовищные безнравственные проступки совершил Сталин. Нравственным наказанием за это он получил несчастливую семейную жизнь и страшно одинокую смерть, когда у его смертного одра не было не только ни одного родного человечка, но и просто человека.  Он был наказан и несчастьем своих потомков.

 Последний Генеральный секретарь КПСС – М.С. Горбачев совершил подмену понятий. Вместо борьбы с чудовищной властью стариков (герентократией) он объявил о непонятной для народа «перестройке». Остряки из народа называли ее «перестрелкой».

Народ хотел жить в Союзе. Недаром результаты референдума за сохранение Союза были такими: около 70%, голосовали ЗА. Результатами этого референдума он и его соратники пренебрегли и совершили нравственный проступок.

Когда возник Беловежский антигосударственный заговор, вместо его подавления – ареста всех заговорщиков, он благословил их, бросив все бразды правления страной.

 И был наказан за это болезнью жены – смертельной болезнью огорчения – раком. Что рак болезнь огорчения, знаю по собственному родственному опыту. И никакой здесь нет мистики. Стресс, вызванный сильнейшим огорчением, разрушает нашу КРЕПОСТЬ ЗДОРОВЬЯ – НАШ ИММУНИТЕТ. И результатом этого могут быть всяческие болячки, в том числе и рак. Жаль мне Горбачева – не в свои сани влез. И ничего нет удивительного в том, что на телевидении он промелькнул не в качестве бывшего первого лица Великого некогда Государства, а рекламирующего пиццу, для какого-то коммерсанта.

Заговорщики в Беловежской пуще в 1991 году считали, что они, герои и благодетели общества, свалившие ненавистного всем монстра – Советский Союз. А совершили безнравственный проступок, и усугубили его преступлением - расстрелом Верховного Совета и государственным переворотом.

 

 

Подписание Беловежского развала СССР

 

 

На самом же деле, заговор и государственный переворот, были направлены не против государства СССР, а против созданной Союзом – новой, не побоюсь сказать эти слова, Великой Цивилизации.

При всех неизбежных чудовищных издержках развития, в ней было и много хорошего. Например, окраины государства СССР были раньше нациями-колониями. Многие из них, прямо из рук государства впервые получили письменность и стали грамотными нациями. Были построены у них там заводы. Пример Ташкентского авиационного завода, завода «Средазхиммаш», каскада ГЭС на реке Чирчик и Ферганского канала в Узбекистане, а также «ТУРКСИБА», и подобного в других местах, запоминается надолго.

Государство вложило огромные средства с тем, чтобы выровнять экономику окраин и центра. Сейчас сказали бы – оно стало инвестором окраин. Да были нравственные преступления верхов государства, но и был расцвет культуры и искусства во всех республиках Союза. Появились замечательные национальные писатели и поэты. Великая культура, опирающаяся на вековые традиции народа, может быть только нравственной. Таков великий нравственный потенциал, заложенный Великой Революцией.

Дружба между народами, поддержка друг друга, была не фикцией, а реальностью.

 Мне припоминается случай в нашем туристском походе по горам Кавказа в 1975 году. Я намеренно не говорю, в какой части Кавказа это было. Это могло случиться в любом его месте. Наша группа из трех человек свалилась в вечерних сумерках с перевала и уткнулась, в какой-то вал из камней. В темноте разобраться, как дальше нам идти, оказалось невозможным. Мы поставили палатку и заночевали.

Утром нас разбудило пение петуха. Когда рассвело, мы увидели, что ночевали мы около камней забора одинокого дома. Вскоре вышел хозяин в большой белой папахе. И, видя нашу палатку, удивился и стал нас упрекать за то, что мы не воспользовались его гостеприимством и тем очень обидели его. Мы долго извинялись, что в темноте не увидели дома. Дружески поговорили, получили приглашение к нему в дом, но, сославшись на недостаток времени, от него отказались. Хозяин огорчился, что мы не можем принять его гостеприимное приглашение. Дружески расстались, и хозяин уехал на мотоцикле. Я не могу представить теперь такое в горах Кавказа.

 В 1988 году, 7 декабря, в Армении случилось страшное землетрясение, названное впоследствии Спитакским, поскольку эпицентр его находился в окрестностях города Спитак. Нами была организована группа из 9 человек спасателей-добровольцев, и мы в Спитаке своими глазами видели, как откликнулись на эту беду Армении люди всех других республик. Тогда и зародилась мысль о создании, по примеру других стран,  МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ – МЧС.  

 А благодарность тогда населения Спитака за нашу там работу забыть невозможно. Через много лет бывшие спасатели – добровольцы собрались по поводу очередного юбилея наших работ в Спитаке. И на поставленный прямой вопрос руководителя нашей группы В.М. Косогорова : «Сейчас вы поехали бы туда?» - все ответили категорическим отказом. Так изменились за это время взаимоотношения людей – не жди простой человеческой благодарности за это, а возникает подозрение: какую корысть вы там будете иметь. Человек человеку стал не другом, а волком. Вот достижение либералов.

Еще один случай дружеского отношения к нам - велотуристам, был в 1989 году в Туркмении. Вечером на дороге нас встретили на мотоцикле два (как потом выяснилось) казаха из недалекого поселка и пригласили переночевать у них. Мы отказались, сославшись на то, что график движения не позволяет это сделать. И они уехали в свой не очень далекий поселок. Каково же было наше удивление, когда они возвратились, догнали нас на своем мотоцикле, и привезли угощение – большую банку холодного айрана. И эти молодые ребята объяснили, что бросать путников на дороге не в традиции казахов из их поселения на туркменской земле. Расстались дружески с этими хорошими ребятами. Оставил ли теперешний национализм там их казахское поселение?

 В независимых государствах людям, по лукавым словам заговорщиков, жить будет лучше. Как не так! Эти благодетели народов сознательно уподобились людям, впервые в руки взявшим баян и не знавшим на какие клавиши нажимать, чтобы получить хорошую мелодию. Впрочем, наверное, знали, на что нажимать. Не даром горе–президент Ельцин, после «демократического» расстрела Белого дома, имел 20-ти минутный телефонный разговор – отчет американскому Президенту. (Cам, своими собственными ушами, слышал по телевидению это правительственное сообщение.) Учитывая, что английский нашему не ведом и требуется переводчик, чистое время переговоров заняло 10 минут. Такой расклад времени возможен, только при условии, что ранее уже была какая-то договоренность. И, нового уже в переговорах быть не может. Т.е., пять минут на доклад о развале ими (заговорщиками) Союза и пять минут на одобрение действиям главного заговорщика – нашего Президента – совершенно беспринципного ренегата и алкоголика, разумеющего не далее глубины своей рюмки. И кроме нее, жаждущий, как можно большей власти и, до идиотизма, стремящийся к почитанию, со стороны правителей других государств.

 (Название «телефонный переговор» - условное. Это узнал позже. На самом деле переговоры ведутся с помощью двух телетайпов: один с русской клавиатурой (ответ из- за рубежа), а другой с английской клавиатурой (наш посыл разговора). Речь переговорщика необходимо переводчику и телетайпистке предварительно закодировать на трансмиттерную ленту, проконтролировать закодированную на ней информацию и, только после этого, телетайпистка через трансмиттер отправит информацию на телетайп. Т.е. переговоры, по сравнению с прямой речью, намного по времени удлиняются. Это еще больше сокращает активную часть переговоров).

 Первая на пространстве Союза, пока бесцветная, «революция» совершилась. Потом будет много «цветных». Нравственность в этих поступках и не ночевала. И наказание за это все равно последует - даже мертвому. Мы можем еще дождаться должной оценки действиям могильщиков Советской Цивилизации: и Горбачева и Ельцина.   

 И напрасно либералы, пытаясь обмануть других, бьют себя в грудь – мы демократы. Я бы их назвал либерал - большевиками. Методы принуждения народа к счастью у них одинаковы. Эти рьяные реформаторы додумались, не без подсказки других, до «шоковой терапии» и бросили неподготовленную к этому страну в, так называемые рыночные отношения, обещая, что через 25 лет страну будет не узнать.

 Теперь мы действительно не можем ее узнать: с разрушенной промышленностью и разоренным сельским хозяйством. На плаву держимся только благодаря распродаже национальных богатств - наших ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля и др. Капиталы от их продажи попадают отнюдь не в руки государства, а в карманы компрадорской буржуазии и олигархов, живущих за границей, либо покупающих там недвижимость или вкладывающих свои капиталы в заграничные доходные акции. Государство получает только жалкие гроши от налогов по плоской шкале от их доходов. И сколь не обогащайте олигархов, все равно эти траты - налог на народ и на государство. Обогащать их, в безнадежной надежде, что они приведут к процветанию народа – это одно и то же, что освещать свой путь в потемках бытия горящими факелами из многотысячных денежных купюр. Олигархи не могут быть патриотами нашей Родины, поскольку полностью зависимы от других государств. Они, с их жадностью, лишь громадный канал для сплавления наших национальных богатств за рубеж. Они могут руководствоваться только интересами своего капитала. И, именно поэтому, олигархия – раковая опухоль на теле нации.

 (Это написано до событий на Украине, подтвердивших эти мои мысли.

 В двадцатом веке с легкой руки американского писателя Драйзера родилось выражение: «Банкир родит бандита». А Украина высветила и подтвердила справедливость нового выражения двадцать первого века:

«Олигарх родит бандита и фашиста». Неужели пример Украины не станет уроком для нас?)

 Мы стали типичной страной с колониальной экономикой, как бы мы не называли наше государство «Великим». Вот, что мы получили через 25 лет из рук либералов.

 И не надо обольщаться изобилием продуктов в магазинах. Большинство из них мы получаем с ладошек заграничного дяди. О какой независимости и продовольственной безопасности можно говорить, при таком положении дел.

 Стоит только проехать по местам глубинки и вы увидите заброшенные поля, зарастающие, - нет, нет - не бурьяном, уже прошли через это, это уже в прошлом, - а лесом. Недавно мне пришлось побывать в памятных мне местах. И припомнить, как на краю оврага я собирал рыжики, а на другой стороне оврага по полю ходили комбайны и убирали пшеницу. Теперь это поле зарастает редкими сосенками. А маслята и рыжики можно теперь собирать на нем под ними. Не на каком-то забытом поле теперь в лесу, выросшем на этих полях можно собирать, и землянику и маслята с рыжиками. Осенью 2013 года мы собирали рыжики на бывшем поле недалеко от районного центра. Намеренно не говорю, у какого районного центра. Такое возможно у любого.

 

 

Бывшие нивы (фото О.Авдеева)

 

 Откуда же берется зерно для поставки его на экспорт  - ведь Советский Союз зерно импортировал? Что это за чудеса? А никаких чудес нет. В Советском Союзе, за малым исключением выращивалось зерно фуражное, пригодное для скармливания скоту. Разорены скотофермы, от хозяйств разведения племенных телок остались только обломки развалин. Мясо мы теперь покупаем за границей, без особых гарантий его качества. И не нужен нам теперь никакой фураж. Вот  и стоят пустыми стены комбикормовых заводов.   Сколько, при этом утрачено рабочих мест, никому не ведомо. Сколько  работников этих заводов и тружеников полей превратилось в безработных и людей, перебивающихся случайными заработками? Вот, ценой чего добыли  источники зерна на экспорт, выращенного на немногих полях. А наши большие забросили и они зарастают сорным лесом!  И это преступление «либеральной»  власти перед народом и нравственностью.

 У поморов, живших промыслом в море, считалось раньше непростительным грехом плюнуть в море – в строгую кормилицу, дарующую и отнимающую жизнь.

 Прошли подобные времена почитания земли – кормилицы и загадить ее мусором не считается теперь большим проступком. Опомнитесь, люди, лишенные какого бы то ни было воображения, ведь этот мусор вы бросаете в колыбель своего внука.

 Такое отношение к нашей Родине и родной земле неизбежно приводит к безнравственности людей, живущих на ней. Преступление перед нравственностью? Так оно и есть. И мы еще поплатимся за это.

 Мы любим отдыхать на природе, около воды: у речки, у озера или пруда. Теперь во многих местах вы будете лишены этого удовольствия между куч мусора и просто дерьма, оставленного «отдыхающими». Наша бурная автомобилизация оборачивается своей оборотной стороной медали. Теперь эти места стали доступны не только людям, любящим природу, но и людям потребительски «отдыхающим» на ее лоне.

 Посмотрите на замусоренные и просто загаженные берега Пензенского моря - Сурского водохранилища. И вряд ли отойдете от них без чувства брезгливости. Загажена полоса берега шириной в несколько десятков метров. Тщетно взывать к благоразумию тех, кто на этих берегах «отдыхает». И объяснять им, что вешние воды смоют все это дерьмо в русло водохранилища, а Пенза будет пить толи воду, толи компот из смытого дерьма.

 Вина в этом ни на них, а на равнодушных чиновниках. И на совершенно беззубых законах, которые никто не собирается соблюдать. Хранителей природы закон, по-настоящему, не защищает. И защитникам природы приходится не сладко – им угрожают, при полном попустительстве «деятельности » браконьеров со стороны властей.

 Показателен пример Белоруссии. Многие наши туристы при пересечении ее границы удивляются чистоте обочин дороги, ухоженности полей и агрогородов – вместо сел. Все это описано в талантливой работе Виктора Семенкина «Белорусский анабазис».

 При такой плотности рекреации на любимых берегах водохранилищ, прудов и рек, наступила безотлагательная пора создания Национальных парков и рекреационных зон отдыха. Нужно взять пример с родной для нас Белоруссии. За обустроенное место и заплатить какую-то плату не жалко. Промедление с этим безнравственно по отношению природы и общества.

 Посмотрите на дачные поселки, притиснутые к лесу, и вы увидите, во что лесные опушки превращают «любители природы», как себя называют владельцы этих угодий. Если войдете в этот лес, то первым запахом будет не аромат этого леса, а вонь от гниющего мусора «несанкционированных свалок». Придумали и такое название этому безнравственному безобразию. Тот, кто это делает, считает, что лес все стерпит. Нет! Гниющий мусор не только отравляет воздух, но отравляет и почву. Со временем погибнет и опушка леса от этого «удобрения».

 Власть бросила на произвол судьбы дачные участки и только собирает с них земельный налог.

 Никто не заботится об образовании дачника. Приобрети участок, под дачный домик, и ты уже дачник. Но право приобретения дачного участка ведь должно обязательно вести за собой и обязанности «дачника». Большинство дачников, в этом смысле, дикари, не знающие как надо вести дело на земле. Поотбивал бы им руки за все эти художества. Но виноваты ли они в своем неведении? Просвещением их никто не занимается. А примеры должного отношения к земле есть. Не знаю, как сейчас ведут себя туристы, при увлечении газовыми походными плитками. А раньше, когда мы стояли долго на одном месте и готовили на костре, то по окончании стоянки на этом месте разводили большой костер, и в его пламени сгорало, и железо, и стекло и весь бытовой мусор.

 Я знаю дачников, которые не бросают мусор на свалке. Они заводят, для этого очаг в старой бочке и в этом очаге у них сгорает все: и гнилые овощи и фрукты, и пластмасса, и стекло и железо. И не трудятся они тащить на дальние свалки свой мусор – их дачный участок мусора не производит!

 Но и не только это. Но и отношение вообще к природе и непонимание того, что мы в природе всего лишь ее гости.

 Сравнительно недавно я посетил места, где прошло мое детство – село Щепотьево, Белинского района. И прошел (тогда еще мог долго ходить) по всем дорогим, памятным для меня окрестностям. От большущего села осталась одна изба и развалины замечательного храма. Но больше всего огорчили окрестные рощи и поля. Почти рядом с селом, западнее, в половине километра, находится роща «Исподняя». Раньше это был уголок чистого, ухоженного леса. А теперь весь лес завален сухими, брошенными ветвями – остатками срубленных деревьев. Люди, которые в этот кусочек леса приходят, не хозяева – хищники. Они даже не затрудняют себя, чтобы согнуться, когда пилят дерево. Оставляют пеньки чуть не выше груди – рай и лакомый кусок, вместе с завалами веток, для несчетного количества всяческих вредителей леса и грибов - паразитов. Теперь они могут спокойно плодиться в этом инкубаторе, и весь лес будет потом заражен ими. Люди эти не понимают, что поведение их безнравственно. А, что поделаешь: пришла новая мораль, которую своим бездействием поощряют и на чем стоят нынешние правители: «живу по правилу: урвать и убежать».

 Еще западнее, в половине километра, находится тарханская роща «Долгая». В роще «Долгой» в военное время нам, старшеклассникам Лермонтовской школы, пришлось зимой заготавливать дрова. Школьное отопление было печным. Вот для него они и были нужны. И нам преподаватели (а они работали вместе с нами) преподнесли урок заготовки дров: пилить только помеченные для этого деревья, откапывать снег почти до земли, высота оставляемого пенька минимальная – лишь бы пила не задевала за землю. Все порубочные остатки собирать и сжигать. Учителя нас наставляли: от этого зависит будущее процветание этого леса.

 По восточной опушке «Долгой» проходила «старая большая дорога». И между «Исподней » и этой дорогой было поле. Дорога еще существует. А вот поля уже нет. Оно заросло березками. Последний раз я видел это поле, засеянным гречихой – радостью пчеловодов.

 Окрестные поля, только кое - где обрабатываются, а в основном превратились в пустошь.

 Запустение кого же привлечет к себе. И напрасно либералы горделиво выпячивают грудь. Россия стала непривлекательной для жизни в ней, из-за этого и страшной грубости и бескультурья на дорогах и в быту, а также непомерной коррупции чиновников на всех этажах государственной власти.
Одна из причин страшного отчуждения народов, живших ранее в одном государстве – обнищание и просто гибель наших деревень. К бедным в друзья идти никому не хочется. Кому хочется дружить с нищим? С него можно только последнюю шкурку драть.

 И вступление государства в ВТО не сулит, в этом смысле, для сельского хозяйства ничего хорошего. А грозит окончательной гибелью нашего сельского хозяйства, под предлогом его неэффективности и неконкурентоспособности. Малое утешение для нас, что в Украине еще хуже. Это только идиот может радоваться, что у соседа корова сдохла.

 И это всё прегрешения против нравственности. Через ее попрание Россия стала не раем, по представлению многих, а вратами ада. Трудно их убедить, в обратном.

 Мой внук по роду своей работы много ездит по стране и зарубежью на общественном транспорте и на машине. И я в беседе с ним горестно посетовал, что страна превращается в колонию.

 «Наивный ты, деда - ответил он – сопоставляя зарубежные впечатления и впечатления от поездок по стране, неизбежно приходишь к выводу: мы уже давно превратились в колонию. И я недолго буду рассуждать, а приведу пример: судя по истории и сообщениям СМИ, нашей гордостью являлась авиационная фирма МиГ. Был я на этой фирме. От теперешнего запустения там приходишь в уныние. И это то, чем мы гордились! Ты мне предлагаешь на машине попутешествовать. По Европе тебе нельзя. А по нашей стране, да на машине? Да ни за что. Из-за бескультурья и грубости водителей и из - за не обустроенных и разбитых дорог».

 Колониальное сознание проникает в наш быт разными путями и под разными соусами.

 Наши «модницы и модники» перенимают западную моду с некоторым (около 3 лет) опозданием. Раньше это опоздание было больше, но зато брали «рассейским размахом». Вот и сейчас эта пагубная привычка проявилась.

Бывшая раньше пуританской Америка изобрела и бросила в мир сексуальную революцию и затоптала в грязь свое пуританское прошлое. А сейчас хватаются за голову и кусают свои локти: сексуальная революция богатой Америке не по карману. Выросла, и стали буквально эпидемией, частота заболеваний венерическими болезнями. Траты народонаселения на поддержание здоровья выросли в разы, а прирост населения упал и налицо кризис семьи. И пришлось запрещать потребление пива девушкам до 21года, и доводить до смешного запрет курения в воздушном пространстве Америки, т.е. в самолетах, летящих над Америкой. А за невестами теперь приходиться ездить в страны, где этой революцией пахнет меньше. Попыткой Америки избавиться от последствий сексуальной революции стала мода на «здоровый образ жизни»: бег, занятие в тренажерных залах, жизнь без табака и курения, без алкоголя. Благое дело, но разве потерпят табачные и алкогольные монополии и корпорации наступление на источник их доходов. Ведь это они расширили свой рынок, объявив, что девушкам курить модно. Плевать им на плохих курящих матерей, плевать на потомство, материнское молоко которого сдобрено никотином - для деток сильнейшим ядом.

 Наши педагоги в этом деле являются самыми настоящими фарисеями. Проповедуют одно и ратуют за здоровый образ жизни (ЗОЖ), а на деле являются самыми злостными его нарушителями. Я это отношу не только к курению, но и другим заветам ЗОЖ.

 Я бы ввел понятие профессиональной непригодности педагога по неспособности соблюдать заветы ЗОЖ. На мой взгляд, это свидетельствует о профессиональной непригодности педагога, также как отсутствие музыкального слуха у человека, стремящегося стать музыкантом.

 Я пришел к такому выводу, когда работал преподавателем предмета: «Основы безопасной жизнедеятельности» в Педагогическом училище в 1997году. Меня пригласили преподавать этот предмет, поскольку я был участником ликвидации последствий землетрясения в Армении в Спитаке. Был там спасателем – добровольцем и это обстоятельство показалось директору училища достаточным для преподавания этого предмета.

Работа в качестве педагога по этому предмету предполагает проведение различных семинаров и различных сборищ для обмена опытом. Такой семинар (для галочки) был проведен в 53 – й школе.

 Народу собралось на семинар много. И странное дело, среди собравшихся преподавателей ОБЖ не было ни одной женщины. А были мужчины уже в возрасте, судя по повадкам, военные в отставке. Из этого можно сделать вывод, что никто из дипломированных педагогов не хочет специализироваться на этом предмете. А хватают тех, кто соглашается вести ОБЖ. А предмет, при правильной постановке его преподавания, может дать будущим педагогам, например, много полезных сведений и обеспечит их психологическую устойчивость в критической ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

 Недаром, вовремя преподавания ОБЖ будущим учителям младших классов, я много раз повторял: «Я очень не желаю вам попасть в ситуацию, когда вот БЕДА, вот ваши УЧЕНИКИ – дети и вы между БЕДОЙ и ДЕТЬМИ. И вам предстоит сделать самый ГЛАВНЫЙ ВЫБОР в вашей жизни. Вот ОБЖ и вооружает вас знаниями и психологией нужными, чтобы в эти трагические минуты или даже секунды, вы вышли из этой переделки с честью». Простите за это воспоминание и лирическое отступление.

 Семинар проходил в классе рядом с туалетами. Было не очень интересно, бубнили заученными фразами и никак не могли дождаться перерыва. Прозвенел звонок. И все ринулись в туалет. Но не по прямому его назначению, а все разом набились в него и ЗАКУРИЛИ. Дым от сигарет курящих клубами повалил из туалета. И вскоре в коридоре около туалетов некурящим стало нечем дышать и даже стало щипать глаза. Никто из администрации школы не появился и не сделал этим горе – педагогам замечание о недопустимости подобного безобразия. Кончился перерыв. Все чинно расселись. Я, некурящий, был возмущен поведением всех участников этого сборища. И попросил дать мне слово.

 Обратился к присутствующим: «Вам не стыдно быть фарисеями. Преподаете о вреде курения, а сами подаете такой пример беспардонного курения в месте, где курение ни в коем случае недопустимо. Какие же вы педагоги? Как педагоги вы профессионально не пригодны и вас таковыми, по-моему, держат только из милости. Я не хочу иметь дело с вами - фарисеями от ОБЖ. И покидаю это сборище».

 И я ушел. Все это было сказано в запальчивости. А по существу это большая проблема профессиональной пригодности педагога – он должен служить примером для учеников.

 Для педагога важнейшим чувством является любовь к детям. Дети благодатный людской материал. Любовь к ним учителя будет всегда взаимной. Учитель и ученики обречены на взаимную любовь. Ради этой любви учитель должен преодолеть свои вредные привычки. Это и есть показатель его профессиональности. А если от этих вредных привычек он не может избавиться, если он учит одному, а делает другое – это безнравственно. Дети это хорошо поймут. И он, как педагог, профессионально становится непригодным. Он не может воспитывать детей. Нравственность учителя начинается вот с этого места.

 Наши модницы и модники с завистью «мониторили» Америку (очередная подобострастная замена русского слова – «наблюдать», другим словом - лишь бы было оно иностранным). И переняли моду курения девушками – одно из худших, что было у нее. Мы еще расплатимся за это. Но что делать колонии? Не может она быть самостоятельной ни в чем: и моде в том числе, и в мыслях и в языке. А ведь это все нравственность, которую попрали.

 Рыночные отношения между мужчиной и женщиной, по милости «реформаторов», породили невиданный всплеск проституции. Подпольная проституция была и до этого. Она процветала в портовых и крупных городах. Я знал, что в Москве даже существовала биржа проституток в сквере напротив Большого театра. Но в обществе было убеждение, что заниматься проституцией или воспользоваться услугами проститутки позорно. Можно как угодно называть это: брезгливостью, или просто чистоплюйством. Неважно название, но оно способствовало чистоте нравов.

 А, теперь? Такого открытого и бурного роста проституции никто раньше не видел. Среди мужчин воспользоваться услугами проститутки теперь не считается позорным. И даже правители щеголяют этим друг перед другом.

 Так называемые рыночные отношения, не могут обойтись без торговли своим телом, без живого товара – проституток. Занятие, якобы любовью, становиться для пошляков и буржуа привычным, просто необходимым и каждодневным.

 В этом деле стало модным: гонятся за экзотикой. И для этого существуют даже «сексуальные туры» в юго-восточные страны, где этот вид услуг (!) процветает. Оценку этой псевдо любви дали еще в прошлые века, когда буржуазия и товарные отношения только, только зарождались.

 «Любовь … должна быть отрадой лишь утонченных натур. Когда я вижу, что ею занимаются люди пошлые, меня так и подмывает крикнуть: «Куда вы лезете? Для такой сволочи, как вы, карты, еда, карьера!».

 (Шамфор. «Максимы и мысли», ХVIII век).

 Борьба Америки за, так называемые права человека, на деле оборачивается известным купеческим: «Моему ндраву не препятствуй».

«Не препятствуй ндраву» заокеанского старшего брата, а то будет хуже.

И мы видим много примеров этого. Так, что любая попытка поднять голову будет превратно понята и оболгана. Старший брат не терпит конкурентов.

 Потребительское отношение ко всякой натуре и эгоизм нашего людского рода - вот самая большая угроза нашему существованию на планете. Прописная истина, но для многих она недоступна в своей простоте.

Людям действительно любящим натуру во всех ее проявлениях нужно приложить все силы, чтобы повернуть наше развитие в нравственном, добром направлении.

 (Начал я работу над этими заметками в апреле 2012 года, т.е. до событий на Украине. Печальный пример Украины поучителен.)

 Живущие в России, наконец, должны понять, что, поманив их сладкими пряниками дикого рынка, их обманули и предали «деятели», называющие себя либералами. Сколько можно терпеть модель развития совершенно себя не оправдавшую.

 Об этом я писал и раньше, в 2003 году, в работе « Откуда есть пошел наш род…». Извините. Приходится цитировать самого себя: «…И дай бог, чтобы все, кому предстоит жить в России, поняли, что предпосылки для подобных потрясений у нас уже есть. Невиданная всеобъемлющая коррупция и подкуп государственных и судебных властей - рай для различных жуликов и воров. Вылезли и родились заново сословия олигархической и компрадорской буржуазии, которые могут жить только за счет ограбления национальных богатств Родины. И существует отторгнутый от этих богатств народ, который все видит и пока молчит.

 Но недовольство народа этим порядком вещей уже проявляется в виде уродливых профашистских, националистических выступлений и бунтов по всему пространству нашей, ранее Великой Родины. Как следствие этого, кризис нравственности и идеалов общества: все против всех»…

 Этим обязательно воспользуются недруги нашей Родины, которых у нее всегда было в достатке.

 И, если вектор развития не изменится, то нашей Родине грозят в ближайшем будущем сильнейшие потрясения и даже исчезновение с лика планеты. Но прежде  недруги, и у нас здесь выращенные их пособники, ее обесславят и обгадят в прямом и переносном смыслах. Те же, кто действительно любит  Родину, должны, наконец, понять, что: «Дальше отступать некуда – позади Москва».

 

 

Заставка из документального фильма о глобализации

 

 А мне, в силу моего преклонного возраста, приходится только обозначить эту болезнь. Лечить ее могут только молодые, и пусть они выберут достойное решение. Но главное содержание борьбы за выживание Родины – возрождение чувства патриотизма, укорочение аппетитов олигархов и новая индустриализация, в результате этого, на  основе  новых достижений информационной и другой современной техники. Только это может обеспечить процветание и независимость  России.

 Иначе олигархи, со своим необузданным аппетитом на ее богатства, погубят нашу Родину.

 И я надеюсь, что эти молодые люди разглядят в тумане собственного эгоизма эту спасительную дорогу – есть еще время. И перед лицом своей нравственной гибели они найдут ее. Ведь не трудно заметить, что, в историческом плане, нравственное состояние общества никогда не было постоянной величиной. Волны его, то поднимались, то опадали до самой низшей точки. И это вселяет в нас слабую надежду, что не все нами уже потеряно, что мы все же сможем одолеть эту беду.

Н. П. Вырыпаев

Апрель 2012 г. - февраль 2014 г.