В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ





В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ И ЗА ЕГО ПОРОГОМ


Школьные годы младших классов. Сколько они приносят неожиданной радости от постижения нового. Таким новым для нас стала русская литература. Мы были еще малышами и с отрытым ртом слушали сказки Пушкина. Потом мы хором декламировали в лицах эти сказки. Часть малышей декламировали за одного героя сказки, часть за другого. Особенным успехом в этом деле пользовалась «Сказка о царе Салтане». Восхищали нас рисунки к сказке «О Попе и работнике его Балде» и не верилось, что их нарисовал сам Пушкин.

Потом, уже взрослым, я узнал драматическую историю этих сказок. Для кого они написаны Пушкиным? Для детей? Написаны они были в Болдине в 1831 и 1834 годах, по мотивам народных сказок. На самом деле эти сказки были написаны Пушкиным для взрослых. Детям был мало доступен сатирический запал этих сказок.

При жизни Александра Сергеевича, эти сказки так и не увидели свет – цензура их зарубила. Гонения на них продолжались вплоть до революции 1905 года и сатирическую оперу «Золотой петушок» - по «Сказке» Пушкина, написанную в это время Н. А. Римским-Корсаковым, на сцену Императорского Большого театра так и не пустили – идите с этим в частную оперу.

Так о чем же говорят сказки Пушкина? Что увидели взрослые в этих сказках? Эти сказки стихотворное высмеивание пороков: жадности, ЭГОИЗМА попов и неверности в словах и жизни царей. То есть Пушкин в сказках выступает, как поборник высокой НРАВСТВЕННОСТИ.

А в сказке «О царе Салтане …» прославляет любовь, верность и высмеивает зависть и подлость. Вот что взрослые увидели в этих сказках.

Что же страшного увидела цензура в них? Где тут потрясение основ Российской Империи?

Она разглядела, какая едкая сатира написана Пушкиным на жадность и страшный ЭГОИЗМ попов, и каким удалым молодцем выглядит, при этом его работник Балда. Это противопоставление Попа и Балды, по уложениям цензуры, было недопустимо

Никогда я не думал, что мне удастся увидеть и держать в руках драгоценные листки с этими сказками, исписанные самим Александром Сергеевичем Пушкиным.

Где хранятся эти драгоценности? В Ленинграде (теперь в Санкт‑Петербурге) на Васильевском острове. На нем и обосновался Пушкинский дом, Институт Русского языка и Литературы Академии Наук (ИРЛИ). Как я оказался в ИРЛИ? Я исполнил последнюю просьбу отца – сдать на хранение в архив ИРЛИ, им подготовленные, его материалы и документы.

Заказать пропуск в ИРЛИ оказалось очень просто. И я со своими большущими чемоданами вошел в него с естественным волнением, но без всяких препятствий и проволочек, с простым листочком, именуемым - пропуск.

Никаких магнитных рамок тогда на входе в ИРЛИ не было. Никто, никакой вахтер не поинтересовался, что там в этих большущих чемоданах. И никакая собака не обнюхивала их, на предмет нахождения в них взрывчатки. Словом, теперь это оцениваешь, как милые, беззаботные времена. Рассказ о посещении ИРЛИ настолько интересен, что требует особого рассказа.

Заведующая архивом Марфа Ивановна Малова попросила меня рассказать, что же я привез в этих чемоданах. И в ответ на мой рассказ предложила посмотреть автографы Пушкина: «Вот это для вас будет нашим большим сюрпризом за ваш очень интересный и подробный рассказ и нашей благодарностью вашему отцу. Вы еще не представляете, какие драгоценности за этой стальной дверью хранятся, какие сокровища лежат в этой железной комнате».



На автографе Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» рукою Пушкина написано: «Балда, бесенок, старый бес, поп талаконный лоб». Рисунки Пушкина.


Я не мог удержать чувство восторга, что я там увидел. Особенно для меня дорогими оказались автографы двух сказок: «Сказки о попе и работнике его Балде» и «Сказки о Золотом петушке». Словно это вернуло меня в далекое детство и мы, малыши, все вместе декламируем и любуемся рисунками Пушкина к этим сказкам.

«Сказка о золотом петушке». Титульный лист рукописи.

Автограф. Рисунок Пушкина.


=== ***===


При всех издержках военного времени, Великую Отечественную Войну мы выиграли только за счет высокого патриотизма и самопожертвования нашего народа во имя существования и процветания Родины. Но во время войны вылезли преступные группы со своим ЭГОИЗМОМ и «влили ложку дегтя в бочку меда» нашей ПОБЕДЫ.

Наше новое время дало огромные достижения в астрофизике, генетике, космонавтике, электронике, ядерной физике и других науках, сулящих процветание всему многочисленному народонаселению планеты.

Но не только эти достижения дало новое время. Новое время дало всемирный КРИЗИС НРАВСТВЕННОСТИ.

И наше благополучие теперь определяется не великими достижениями науки. А зависит оно ныне только от ширины и длины, во время незамеченного нами «пояса шахида», начиненного взрывчаткой.

Вот он Молох наших дней, – вахабизм, - кровавый союз воинствующего Исламизма с Капиталом. Союз, совершенно безнравственный, пожирающий и своих детей, и иноверцев всех мастей и возрастов. Но это лишь лишний раз говорит о МИРОВОМ КРИЗИСЕ НРАВСТВЕННОСТИ, не зависящем от нашей религиозности, или атеизма.

Кто-то назвал нынешние времена «Просвещенным Эгоизмом». Сомнительное занятие: определять абсолютное зло - «Эгоизм», через наше относительное познание «Вселенной и Мира».

ЭТО МИРОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ создал в мировом океане МУСОРНЫЕ АРХИПЕЛАГИ. В свое время в океане МУСОРНЫЙ ОСТРОВ, с гниющим зловонием всего, что может сгнить и валяющимися на них старыми телевизорами, и прочей электроникой, вызвал негодование у знаменитого норвежского путешественника Тура Хаердала. И в знак протеста против загрязнения мирового океана, он прекратил свое плавание по нему.

Чтобы он сказал сейчас. Ведь под ядовитыми, гниющими АРХИПЕЛАГАМИ МУСОРА нет убежища для рыб, там мертвый океан, лишенный солнечного света и корма китов - планктона.

Это сделал МИРОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ. Это он замусорил опушки наших лесов, это он замусорил поляны около наших родников. Это он поднимает руку на святое, загрязняя воды Байкала и Севана. Это он на священных снегах Джомолунгмы оставляет Эвересты мусора. И, когда терпеть там мусор уже нет никакой возможности, вынуждает делать уборку техническими средствами, словно то не ее святые снега, а замусоренные улицы наших городов.

Девизом этого ЭГОИЗМА стал старинный королевский: «После нас хоть Потоп».

Это человеческое зло – ЭГОИЗМ начало всем проявлениям КРИЗИСА НРАВСТВЕННОСТИ.

Недавно случилось невозможное. Две ветви христианства: православная (на западе ее называют ортодоксальная) и католическая – вечные спорщики о том, кто из них более христианский, вдруг прекратили свои богословские споры и подали руки друг другу. Объяснение: гонения на христианство. На мой взгляд, объяснения неполные.

Невозможно отрицать положительного значения христианства на развитие европейского общества и его нравственности в прошлом, несмотря на изуверства «святой инквизиции». «Христианская нравственность» определялась «заветами пророка Моисея и заповедями Христа». А эти «заветы» ни что иное, как ряд запретов в жизни христианина. И нарушение их считалось грехами. Среди многих грехов особо выделялся «содомский грех, грех мужеложества».

Но в общество был вброшен отравленный пряник – «Либеральной Свободы». И забыты были Моисеевы и Христовы заповеди. Демократию спутали со «вседозволенностью». Все стало дозволено. Ах, как это близко к стародавнему, охотнорядскому, купеческому: «Моему ндраву не препятствуй».

Гей-парады стали почти обязательными государственными атрибутами. А государства, запрещающие их, становятся изгоями. И многие недальновидные государственные деятели поставили эту грязную «отраву» во главу государственной политики.

Следом затоптали в грязь ценности семьи. И аборты у 13-летних девочек перестали быть редкими. Они для них перестали считаться серьезной жизненной катастрофой.

С подобными принципами родилась новая религия. Назвала она себя «Права Человека». Так конфликт с «либеральными свободами» перерос в конфликт мировоззрений. Молодежь клюнула на этот отравленный пряник. Вот и перестала она ходить в храмы, вот и перестала она слушать проповеди, в которых много говорят о святости семьи и о запретном, о грехах. Стали храмы пристанищем только для стариков. А когда этой паствы уже не стало хватать, то чтобы иметь средства на содержание храмов, отдали их в аренду под дискотеки. А с башен и куполов католических храмов, под какими-то непонятными предлогами, сняли кресты. Вот и невольно приходишь к выводу: главный враг христианства, с его запретами греха, – ЛИБЕРАЛЬНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Раньше христианство и другие религии считали своим религиозным врагом атеизм. Атеизм является одной из религий. Он признает в зарождении и развитии жизни эволюцию, и стремится к материалистическому познанию Вселенной, но живет, по проповедуемой христианством и другими религиями, НРАВСТВСТВЕННОСТИ.

Иерархи религий, «Либеральные Свободы» - вот ваш главный враг, который может убить и вашу религию, и нравственность, которую вы проповедуете с амвонов!

На поверку либеральные свободы, это все тот же главный враг нравственности – МИРОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ. И развитие новой религии - «Права Человека», превращая ее в разновидность мировоззрения, несет страшную угрозу для человечества.

Конфликт мировоззрений – основа всех, так называемых, религиозных войн. В истории человечества их было много. Они отличались особой жестокостью и невиданным кровопролитием.

И, если мы не переломим ситуацию с этим кризисом, если люди не умерят свой ЭГОИЗМ, то не доживет человечество до того «Потопа», который имел в виду король Франции.


Начало КРИЗИСА НРАВСТВЕННОСТИ и его развитие было положено, в нашей стране, Ельциным.

В 1988 году случилось в Армении катастрофическое Спитакское землетрясение. Остатки нравственной культуры позвали нас стать добровольцами-спасателями. Мы сознательно пошли на риск возможных с нами бед, травм и ранений. Кончилась с успехом эта наша волонтерская поездка.

Через 10 лет после этой нашей эпопеи, собрал всех нас руководитель нашей группы – Косогоров Валерий Михайлович («Борода»). Позвал он нас, чтобы отметить юбилей этого нашего поступка. И во время этой встречи поставил перед всеми нами вопрос: «Поехали бы вы сейчас на выручку пострадавшим где-нибудь?». Все хором крикнули: «Нет!».

Почему была такая резкая наша реакция на этот вопрос «Бороды»? Сменилась нравственная атмосфера в обществе. И он, этот наш поступок, был бы воспринят неправильно: поехали мародерничать.

Что же произошло в эти 10 лет. Что так изменило наше отношение к этому нашему нравственному поступку?

Эти десять лет были и «перестройкой», и временем правления совершенно безнравственного Первого президента России – Ельцина Бориса Николаевича, – ренегата, пьяницы, предателя и государственного преступника, совершившего государственный переворот и развал, вследствие заговора в Беловежской пуще, Советского Союза. Сделано это было вопреки результатам Всесоюзного Всенародного Референдума. Большинство народа всех республик тогда на референдуме высказалось за сохранение реформированного Союза.

Возможно, радостный, что выполнил задание, в первые минуты после сговора в Беловежской пуще, прямо оттуда он связался с Президентом США Бушем. Об этом Буш сам написал в своих воспоминаниях.

Для большинства наших сознательных граждан правление этого преступника, - (глас народа - глас божий), – сопровождалось непрерывным чувством стыда за этого нашего горе-президента. Другую оценку его правлению дал следующий Президент США Клинтон, сказавший, что пьяный Ельцин, для США удобней, чем любой другой русский трезвенник.


Похвалы президента США Клинтона за все, что сделал Ельцин с нашей страной.


На совести этого горе-президента не «демократические преобразования» Страны, а расстрел из орудия танка Верховного Совета, избранного вполне демократическим путем, разгон Конституционного Суда – обязательного для демократического общества и осудившего этот государственный переворот и самоуправство «Президента».

С помощью ваучеров и залоговых аукционов он создал свою опору – олигархов и компрадорскую буржуазию. Этот слой общества, торгующий национальными богатствами, не имеет за душой ничего кроме собственного ЭГОИЗМА. Слой врагов демократии, использующих ее только в собственных интересах, когда она им выгодна.

Они с презрением говорили и говорят о патриотизме, - на нем не много получишь навару. Они прославляют «либеральные свободы» и эволюционное развитие Страны, а сами, под шумок, ввергли страну в «контрреволюцию».

Правление Ельцина убило тракторные и комбайновые заводы. разорило наше сельское хозяйство, его животноводство и предприятия кормозаготовительной промышленности. Пустыми стали стоять башни комбикормовых заводов. Заросли при Ельцине наши бывшие нивы лесом. Сельский народ разбежался, бросили свои избы и стали пустыми наши села. Грустно стало смотреть, как полощет ветер лохмотья пленки пленочных теплиц. Едешь по дороге мимо всего этого, и сердце обливается слезами и кровью. Многое мне не нравилось в нашей действительности, но, ведь не жгут же свой дом, чтобы вывести в нем тараканов.


Эти бывшие наши нивы, заросшие сорным лесом, оставил после себя Ельцин.


Помимо этого, им были развязаны две чеченские войны, подтасованы голоса на выборах его на второй срок, приватизированы и распроданы по дешевке олигархам лучшие наши предприятия, а иностранным разведкам наши государственные секреты. Им развалены лучшие наши оборонные предприятия, предприятия авиационной и космической промышленности и уничтожались наши атомные подводные лодки. Но это еще не все. Отданы были на уничтожение на Украине наши «Белые лебеди» - стратегические бомбардировщики ТУ-160. Слава пилотам, влюбленным в этих «Белых лебедей»! На них улетела, – убежала, - часть их с Украины в Россию. Улетела на них, обреченных на уничтожение с помощью ковша экскаватора.

При Ельцине, служба в Армии потеряла всякий смысл: престижа службы нет, как и нет достойного вознаграждения за службу в Армии.

В августе 1998 года группа туристов, во время велоэкспедиции по Германии, посетила на острове Рюген и в Померании захоронение наших воинов Пензенской 354 дивизии на последних рубежах Великой Отечественной Войны.

И мы на своей шкуре испытали, что такое ДЕФОЛТ, до которого довел Россию Ельцин. И что значит ДЕФОЛТ для соотечественников, оказавшихся в этот момент за рубежами своей Родины. Наши деньги после этого ДЕФОЛТА стали ничего не стоить. Хорошо, что у нас были оплачены обратные железнодорожные билеты. И ДЕФОЛТ сказался только на сытости наших желудков и почти комических поисках укромных мест для бесплатного отправления естественных нужд.



Останки совхозного имущества после Ельцина: ржавая

сеялка и развалины хозяйственных построек.




Пришло новое для нас слово «бартер» и многочисленные «блошиные рынки» по всей нашей стране. И это все Ельцин.


В основе КРИЗИСА НРАВСТВЕННОСТИ в России, посеянным Ельциным, лежит все тот же его ЭГОИЗМ и тщеславие, – вот мы какие, - «Из грязи да в князи».

А в обыденной жизни страны, подобный ЭГОИЗМ многих, вылился в снижение уровня культуры, сквернословии в обиходе общества, в грубостях водителей на дорогах, доходящих до рукоприкладства и серьезного членовредительства, росту взяточничества чиновников, краже государственных средств. И не важно, что эти средства предназначаются для важнейших строек, медицины, образования, оборонных предприятий или стратегических дорог, – деньги не пахнут, - тем более упрятанные в офшоры.

И вроде самое малое: этот ЭГОИЗМ приводит к неуважению младшими старших.

А поведение Ельцина на людях стало громадной оплеухой для повседневной НРАВСТВЕННОСТИ всех граждан.

С момента начала его правления нравственное состояние общества можно определить словами НРАВСТВЕННАЯ КАТАСТРОФА. О какой нравственной атмосфере в нашей Стране можно было говорить в это время? Все военные конфликты на просторах бывшего Союза - это все плоды этой ельцинской нравственной атмосферы.

Но не только для республик нашей страны бедой оказался развал Советского Союза. Обрушение этого колосса стало подобием нравственной планетарной катастрофы для многих государств. С крахом Союза развязаны были руки у «ястребов» Америки, и, под предлогом борьбы за «Права человека», они приступили к вмешательству в дела других государств. Не стало сдерживающего начала в геополитике. Они перессорили республики Федеративной Югославии. И, «умиротворяя» там всех, начали бомбить Сербию.

Разорили Югославию. Но это было только началом. Далее последовали войны в Ираке, Ливии и незаконная казнь правителей этих государств. А также гражданская война в Сирии и «арабская весна в Египте», и массовый исход населения этих стран в Европу. Это привело, по пути их в европейские государства, к массовой гибели многих тысяч беженцев, а Европу к НРАВСТВЕННОЙ КАТАСТРОФЕ.

И это все отдаленные последствия предательского правления Ельцина, это все плата за развал им Союза.

Теперь, по прошествии времени, мы можем объективно оценить время правление Ельцина, не умиляясь и не унижаясь перед отстоявшейся правдой. На примере Украины мы уже знаем, к чему приводит заигрывание с олигархами. Олигархическое ельцинское государство не способно к развитию. Со временем олигархи, в борьбе за передел сокровищ Страны передерутся, и Страна может развалиться.

Некоторые прославляют мужество Ельцина, при его добровольном отказе от правления.

А что он должен был делать перед позором неизбежной и заслуженной очередной, - теперь конечно успешной, - попытки отрешения его от власти? Так что это его хорошая мина, при плохой игре. Никто в народе не поблагодарил за его правление, и никто не пожалел о его уходе, а все вздохнули с облегчением - хуже этого правления другого не будет.


В природе, животном мире, человеческом обществе, технике связи и автоматизации действует один общий фундаментальный закон. В технике и автоматизации его зовут – отрицательной обратной связью. Без нее не может существовать ни природа, ни животный мир. Без нее не может слизнуть своим орудием, – длиннющим языком, - свою жертву хамелеон. Без нее и богомол не был бы в охоте таким ловким. И нет числа примеров ее действия. Без нее, во всех ипостасях человеческой деятельности, ничего достойного создать невозможно. Отрицательная обратная связь проявляется и в точности скальпеля хирурга, и в горении кисти гения художника, и в мельчайших действиях рук часовщика. Она поправляет творца на его пути к совершенству творимого.

Без нее, при положительной обратной связи, даже простой усилитель звука, вместо того, чтобы воспроизвести заданные звуки, заревет оглушительной пароходной сиреной. В психике человека ослабление отрицательной обратной связи и преобладание положительной обратной связи приводит к психическим расстройствам и, в легких случаях, к неправильной оценке действительности. Примером этого служит восприятие окружающего человеком, находящимся в наркотическом или алкогольном опьянении.

В нормальном человеческом обществе роль отрицательной обратной связи выполняет высокая нравственность общества и чувство стыда за проступок.

В государственном управлении ее роль должно бы выполнять демократическое управление обществом.

И такие здания-монстры, возведенные чуть ли не за государственный счет, как Ельцин-центр в Екатеринбурге, можно спроектировать и построить только при гипертрофированной положительной обратной связи их заказчиков и исполнителей замысла. Это невольно сопоставляешь только с гигантоманией фюрера, в его стремлении превзойти всё и всех.

Это архитектурное убожество не может быть украшением города, а вызывают только возмущение отсутствием вкуса и использованием таких огромных средств, прославляющих заведомого преступника.

Неужели наш Президент не понимает пагубность всего этого, так называемого центра, и почему он в свое время не пресек все это, наперекор желанию полусумасшедшей вдовы Ельцина.

Кто она такая, я понял давно, - при выборах Ельцина на второй срок президентства, и участии ее в собрании банкиров. Я понял, что эта женщина только распаляла своего больного мужа-пьяницу, а не открывала ему глаза на его действительный рейтинг в стране (2%), при котором для выигрыша возможны только преступная подтасовка голосов избирателей и использование в избирательной кампании сомнительных ходов.




Подобные небоскребы и памятники являются запалом для гранаты под названием – Россия. Все остальное уже готово для этого взрыва: и олигархи и компрадорские «сливки» общества.


Когда впервые, в это время, в Государственной думе было голосование за отрешение от власти Президента, его спасли от него, - от отрешения, - только голоса партии Жириновского, который мотивировал отказ его партии голосовать за отрешение только тем, что президент в это время был болен и его по-человечески жаль.

Популист Жириновский вряд ли, в этих словах был искренним, но в его словах было больше любви к человеку, чем у жены Ельцина к своему мужу. Выходит, что в их отношениях, была не любовь, которую они, подчеркнуто, демонстрировали на людях, а было больше лицемерия и неправды.

Можно понять полусумасшедшую вдову, которая ставит такие памятники‑монстры во имя, якобы, памяти мужа, а на самом деле, во имя собственного тщеславия.

Технари сказали бы: она «вляпалась» в положительную обратную связь и теперь не может, по-настоящему, оценить свои действия и тот вред, который она приносит России. Она свято верит, что она продолжает дело Ельцина. Ельцин не доделал развал России, она героически продолжает это его дело, и ее «подначивают» иностранные агенты, которым она, в своей слепоте, свято верит. Ее понесло. Надо было открыть ей глаза на действительность, которая отличается от той, что ей рисуют либерасты, во имя собственного благополучия.

Наличие таких Ельцин-центров в России, серьезнейшая угроза ее существованию – повод для развязывания гражданской войны.

Ну вот, случился у нас такой грех в истории, - правление Ельцина. А за грехи нам надо платить и каяться, а не возвеличивать эти его времена.

Ельцинизм не кончился со смертью Ельцина. Есть еще у власти его друганы – либерасты. Это их шайка заставляет нас, не без дрожи, вспоминать 90-е годы, годы правления Ельцина. Есть еще у нас заповедники, что для некоторых любимых сотворили либерасты, и в них обитают «священные коровы» вроде Чубайса, которым прощают все их проступки. Достаточно им публично попросить прощения и все им сойдет с рук.

И пока мы не очистимся от этой ельцинской скверны, не будет у нас светлого будущего. Будет Россия выживать только за счет ручного управления Президентом.

Вот и невольно сравниваешь наши времена с временами, которые у меня связаны с воспоминаниями о ПУШКИНСКОМ ДОМЕ, с его удивительным нравственным живительным воздухом.

Сравниваешь с нынешней атмосферой всеобщего недоверия и ненависти друг к другу, - и тебя коробит. Нужно много приложить сил, чтобы выбраться нам из этого болота. Но я питаю, хоть какую-то надежду, что они у нас еще найдутся.

Теперь невольно вспоминаешь те времена с остатками высокой нравственности, когда в селах, уходя из избы, притыкали накладку запора рогулькой на веревочке. Так делали и в православных, и в татарских, мусульманских селах. Тогда у мусульман святыми считались нищие дервиши, а не мусульманские богатеи с многочисленными счетами в иностранных банках, посылающие на смерть своих малоимущих единоверцев и их детей.

И в те добрые времена, во время мусульманских религиозных праздников, треть мяса жертвенного барана раздавали прохожим, не спрашивая у него, какой он веры.

А для прохода в «святую святых» Пушкинского Дома с любым грузом, тогда нужна была лишь простая маленькая бумажечка пропуска.




Н.Вырыпаев, г.Пенза, 2015 - 2016 гг.